Какие изменения произошли в законодательстве о налоговом мониторинге?

В августе 2024 года были внесены важные изменения в налоговое законодательство России, которые вступают в силу с 2025 года. Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ обновил порядок перехода на налоговый мониторинг.

Какие изменения произошли в законодательстве о налоговом мониторинге?

Одним из ключевых изменений стало корректирование суммовых критериев, что позволяет организациям более гибко подходить к выбору этого режима. Новый закон уточняет подходы к их применению, что облегчает процесс перехода.

Эти изменения касаются множества компаний и направлены на упрощение перехода на налоговый мониторинг. Главная цель — сделать процедуру более доступной для организаций разного масштаба.

Снижение суммовых критериев для налогового мониторинга

Существенные изменения затронули пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации, особенно в части снижения пороговых значений, необходимых для перехода на налоговый мониторинг. Теперь общая сумма налогов, уплачиваемых организацией в бюджетную систему Российской Федерации за год, должна составлять не менее 80 млн рублей (ранее – 100 млн рублей). При этом учитываются следующие виды налогов:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • страховые взносы.

Следует отметить, что в расчет не включаются налоги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Кроме того, установлены новые пороговые значения для доходов и активов организаций. Совокупный годовой доход и совокупная стоимость активов компании для вступления в налоговый мониторинг должны составлять не менее 800 млн рублей (ранее – 1 млрд рублей). Эти показатели рассчитываются на основе бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год.

Подробнее про суммовые критерии на 2025 для вступления в НМ рассказали в статье.

Какие изменения произошли в законодательстве о налоговом мониторинге?

«Законопроект подготовлен депутатами всех фракций, направлен на расширение практики применения налогового мониторинга, развитие технологий расширенного информационного взаимодействия и соответственно отказа от проведения  налоговых проверок там, где мониторинг действует»,

— отметил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Послабления для групп компаний и прочих категорий организаций

Закон устраняет необходимость соответствия суммовым критериям для организаций, входящих в группы компаний. При условии, что одна из организаций прямо или косвенно участвует в другой с долей участия не менее 50%, совокупные показатели всей группы должны соответствовать следующим значениям:

  • сумма налогов, уплаченных за год, составляет не менее 1 млрд рублей;
  • совокупный доход и стоимость активов превышают 10 млрд рублей в год.

Эти изменения направлены на упрощение перехода на налоговый мониторинг для крупных корпораций и холдингов, а также на улучшение прозрачности их финансовой отчетности. Упрощение взаимодействия между членами группы компаний и налоговыми органами повышает привлекательность налогового мониторинга как инструмента контроля.

Федеральный закон также освобождает от соблюдения суммовых критериев определенные категории организаций. К ним относятся:

  • бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков;
  • операторы лотерей;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Для этих организаций переход на налоговый мониторинг будет возможен без выполнения требований по минимальной сумме налогов, доходов и активов.

Утверждение изменений в порядке ведения справочника регистров

ФНС России утвердила изменения в порядок ведения справочника регистров по налогу на прибыль организаций для налогового мониторинга, который входит в состав Цифрового налогового кодекса.

На официальном сайте Службы опубликованы пять приказов, которые закрепляют порядок ведения справочника регистров в части:

Изменения внесены для методологического и технического совершенствования модели взаимодействия. Они позволят автоматически проверять правильность данных и согласовывать базу по налогу на прибыль. В связи со спецификой отдельных контролей для каждого нового блока будет утверждаться новый порядок ведения.

Цифровой Налоговый кодекс разработан для внедрения единого инструмента контроля автоматической проверки полноты и корректности данных налоговой отчетности. Он направлен на развитие и повышение эффективности информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиками при проведении налогового мониторинга, снижение уровня неопределенности и рисков при начислении налогов на стороне налогоплательщика.

Цифровой налоговый кодекс состоит из справочников рисков, контролей, регистров и статей Налогового кодекса РФ, касающихся налогового мониторинга. Справочники предназначены для использования в АИС «Налог-3» и информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Ознакомиться с текстами порядка ведения справочников можно на официальном сайте ФНС России.

Заключение

Внесенные изменения в порядок налогового мониторинга, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ, представляют собой значительный шаг к упрощению процедуры перехода для компаний. Снижение суммовых критериев, особые условия для групп компаний и новые подходы к контролю делают налоговый мониторинг более доступным и удобным инструментом взаимодействия с налоговыми органами.

Эти нововведения позволят расширить круг участников налогового мониторинга, улучшить прозрачность и снизить административные барьеры для бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению делового климата в стране.

Оцените статью
Налоговый мониторинг