В августе 2024 года были внесены важные изменения в налоговое законодательство России, которые вступают в силу с 2025 года. Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ обновил порядок перехода на налоговый мониторинг.

Одним из ключевых изменений стало корректирование суммовых критериев, что позволяет организациям более гибко подходить к выбору этого режима. Новый закон уточняет подходы к их применению, что облегчает процесс перехода.
Эти изменения касаются множества компаний и направлены на упрощение перехода на налоговый мониторинг. Главная цель — сделать процедуру более доступной для организаций разного масштаба.
Снижение суммовых критериев для налогового мониторинга
Существенные изменения затронули пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации, особенно в части снижения пороговых значений, необходимых для перехода на налоговый мониторинг. Теперь общая сумма налогов, уплачиваемых организацией в бюджетную систему Российской Федерации за год, должна составлять не менее 80 млн рублей (ранее – 100 млн рублей). При этом учитываются следующие виды налогов:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- страховые взносы.
Следует отметить, что в расчет не включаются налоги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Кроме того, установлены новые пороговые значения для доходов и активов организаций. Совокупный годовой доход и совокупная стоимость активов компании для вступления в налоговый мониторинг должны составлять не менее 800 млн рублей (ранее – 1 млрд рублей). Эти показатели рассчитываются на основе бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год.
Подробнее про суммовые критерии на 2025 для вступления в НМ рассказали в статье.

«Законопроект подготовлен депутатами всех фракций, направлен на расширение практики применения налогового мониторинга, развитие технологий расширенного информационного взаимодействия и соответственно отказа от проведения налоговых проверок там, где мониторинг действует»,
— отметил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Послабления для групп компаний и прочих категорий организаций
Закон устраняет необходимость соответствия суммовым критериям для организаций, входящих в группы компаний. При условии, что одна из организаций прямо или косвенно участвует в другой с долей участия не менее 50%, совокупные показатели всей группы должны соответствовать следующим значениям:
- сумма налогов, уплаченных за год, составляет не менее 1 млрд рублей;
- совокупный доход и стоимость активов превышают 10 млрд рублей в год.
Эти изменения направлены на упрощение перехода на налоговый мониторинг для крупных корпораций и холдингов, а также на улучшение прозрачности их финансовой отчетности. Упрощение взаимодействия между членами группы компаний и налоговыми органами повышает привлекательность налогового мониторинга как инструмента контроля.
Федеральный закон также освобождает от соблюдения суммовых критериев определенные категории организаций. К ним относятся:
- бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков;
- операторы лотерей;
- государственные и муниципальные учреждения.
Для этих организаций переход на налоговый мониторинг будет возможен без выполнения требований по минимальной сумме налогов, доходов и активов.
Утверждение изменений в порядке ведения справочника регистров
ФНС России утвердила изменения в порядок ведения справочника регистров по налогу на прибыль организаций для налогового мониторинга, который входит в состав Цифрового налогового кодекса.
На официальном сайте Службы опубликованы пять приказов, которые закрепляют порядок ведения справочника регистров в части:
- внереализационных доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам;
- внереализационных доходов от долевого участия в виде дивидендов;
- налоговой базы по операциям с ценными бумагами;
- расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
- расходов на формирование резервов по сомнительным долгам и признание безнадежных долгов.
Изменения внесены для методологического и технического совершенствования модели взаимодействия. Они позволят автоматически проверять правильность данных и согласовывать базу по налогу на прибыль. В связи со спецификой отдельных контролей для каждого нового блока будет утверждаться новый порядок ведения.
Цифровой Налоговый кодекс разработан для внедрения единого инструмента контроля автоматической проверки полноты и корректности данных налоговой отчетности. Он направлен на развитие и повышение эффективности информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиками при проведении налогового мониторинга, снижение уровня неопределенности и рисков при начислении налогов на стороне налогоплательщика.
Цифровой налоговый кодекс состоит из справочников рисков, контролей, регистров и статей Налогового кодекса РФ, касающихся налогового мониторинга. Справочники предназначены для использования в АИС «Налог-3» и информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Ознакомиться с текстами порядка ведения справочников можно на официальном сайте ФНС России.
Заключение
Внесенные изменения в порядок налогового мониторинга, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ, представляют собой значительный шаг к упрощению процедуры перехода для компаний. Снижение суммовых критериев, особые условия для групп компаний и новые подходы к контролю делают налоговый мониторинг более доступным и удобным инструментом взаимодействия с налоговыми органами.
Эти нововведения позволят расширить круг участников налогового мониторинга, улучшить прозрачность и снизить административные барьеры для бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению делового климата в стране.