Какие тренды наблюдаются в сфере налогового мониторинга?

Сфера налогового мониторинга претерпевает значительные изменения в последние годы, в первую очередь благодаря стремительному развитию технологий, которые автоматизируют процессы контроля и улучшают взаимодействие между налоговыми органами и бизнесом. Налоговый мониторинг стал важным инструментом, который не только обеспечивает соблюдение налогового законодательства, но и способствует повышению прозрачности в экономике.

Какие тренды наблюдаются в сфере налогового мониторинга?

Переход к цифровым технологиям, внедрение новых методов контроля и использование данных из различных источников делают налоговый мониторинг более гибким и точным. Эти изменения становятся важной частью налоговых стратегий и требуют новых подходов и взаимодействия.

В этой статье рассмотрены ключевые тренды в сфере налогового мониторинга, которые активно развиваются в последние годы. Мы выделим основные направления, которые формируют будущее налогового контроля и обеспечивают более эффективное соблюдение налогового законодательства.

Риск-ориентированный подход

В последние годы в налоговом контроле еще более активно применяется риск-ориентированный подход. Налоговые органы все чаще используют методы анализа рисков для более эффективного выявления нарушений и оптимизации процессов проверок. Системы, такие как АСК НДС, применяют алгоритмы, которые помогают выявлять несоответствия в налоговых декларациях, а также обнаруживать потенциальные схемы уклонения от налогообложения.

Какие тренды наблюдаются в сфере налогового мониторинга?

Риск-ориентированный подход значительно повышает эффективность налогового контроля, снижая необходимость в массовых проверках и сосредотачиваясь на тех компаниях и ситуациях, которые несут наибольший риск. Это позволяет не только ускорить процесс контроля, но и минимизировать административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков, одновременно усиливая борьбу с налоговыми правонарушениями.

В Забайкальском крае, например, количество выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заметно сократилось. За первые 9 месяцев 2023 года их количество снизилось на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Охват проверками также уменьшился: в 2021 году проверялось 0,11% налогоплательщиков, в 2022 году — 0,1%, а за 9 месяцев 2023 года — всего 0,04%, что составляет 1 проверку на 2,5 тысячи налогоплательщиков.

В 2022 году, благодаря открытому взаимодействию с налоговыми органами, 866 налогоплательщиков Забайкальского края увеличили свои налоговые обязательства, подав 1300 уточненных налоговых деклараций с уплатой налога и пени.

Налоговые органы Забайкальского края при проведении контрольно-аналитических мероприятий стремятся минимизировать издержки для налогоплательщиков, используя данные своих информационных ресурсов и других государственных ведомств. В результате, за 9 месяцев 2023 года количество направленных повесток о вызове на допрос снизилось на 33,4%, а количество процедур по истребованию документов у налогоплательщиков уменьшилось в два раза.

Риск-ориентированный подход охватывает каждый этап анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика: от контроля представления налоговых деклараций до проверки полноты и правильности данных в отчетности и проведения предпроверочного анализа.

Интеграция информационных систем

Интеграция информационных систем становится одним из ключевых трендов в налоговом мониторинге, так как позволяет налоговым органам собирать данные о налогоплательщиках из различных источников в реальном времени. Это включает в себя банковские базы данных, социальные сети и системы учета предприятий. С помощью такой интеграции налоговый контроль становится более гибким и точным, что помогает ускорить процесс обработки информации и повысить качество налоговых проверок.

К тому же, с 1 января 2026 года прекращает действовать существующий способ информационного взаимодействия через ТКС, что вынуждает компании перейти на новые формы взаимодействия с налоговыми органами. В будущем им предстоит предоставлять доступ к своей информационной системе напрямую или через витрину данных.

Одним из наиболее эффективных способов интеграции является переход на расширенное информационное взаимодействие с использованием АИС «Налог-3». Этот способ имеет несколько ключевых преимуществ: он обеспечивает прямой канал для взаимодействия, надежную защиту информации, а также возможность передавать большие объемы данных с их централизованным хранением.

Какие тренды наблюдаются в сфере налогового мониторинга?
Схема взаимодействия налогоплательщика с ФНС России через АИС «Налог-3».

Рабочее место участника налогового мониторинга в интеграционной платформе предоставляет широкий функционал и в ближайшем будущем будет дополнено новыми разделами, включая систему внутреннего контроля, налоговые регистры, цифровую модель налогового кодекса и финансово-экономические показатели, что значительно улучшит процессы налогового администрирования и анализа.

Снижение суммовых критериев

В последние годы наблюдается тренд на снижение пороговых критериев для перехода на налоговый мониторинг. Это направление призвано сделать систему более доступной для большего числа компаний, включая малый и средний бизнес. Регулярное снижение суммовых критериев способствует повышению прозрачности экономики, улучшению налоговой дисциплины и облегчению взаимодействия между бизнесом и налоговыми органами.

Первые существенные снижения суммовых критериев произошли еще в 2021 году. Тогда порог по доходам и активам был снижен с 3 млрд рублей до 1 млрд рублей, а порог по сумме налогов с 300 млн рублей до 100 млн рублей, включая НДФЛ и страховые взносы.

С 2025 года вступят в силу новые изменения. Согласно новому закону, общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет за предыдущий год, должна составлять не менее 80 млн рублей (вместо 100 млн рублей), включая все налоги, такие как НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие. Также совокупный доход и стоимость чистых активов компании должны составлять не менее 800 млн рублей (вместо 1 млрд рублей).

Эти изменения подтверждают курс на снижение суммовых критериев для доступа к налоговому мониторингу. В результате, расширяется круг организаций, которые смогут воспользоваться этим инструментом для улучшения отношений с налоговыми органами и повышения прозрачности своей деятельности. Это позволит налоговым органам проводить более точный и эффективный контроль.

Рост числа участников

ФНС России ожидает, что к 2025 году количество участников налогового мониторинга увеличится на 31%, достигнув 746 компаний.

Какие тренды наблюдаются в сфере налогового мониторинга?
Рост числа организаций, вступивших в налоговый мониторинг

В 2024 году к системе подключились 573 компании, включая 128 новых участников, а к 2025 году количество организаций, использующих этот формат взаимодействия с налоговыми органами, вырастет еще на 30%. Снижение порогов для перехода на налоговый мониторинг позволило большему числу предприятий получить доступ к упрощенной системе налогового контроля.

«Стабильное ежегодное увеличение числа участников налогового мониторинга свидетельствует о росте доверия бизнеса к этому инструменту и его значимости для выстраивания отношений с налоговым органом. Налоговый мониторинг позволяет компаниям получать оперативную обратную связь, своевременно выявлять возможные ошибки и избегать налоговой неопределенности. Для сокращения издержек и упрощения взаимодействия мы работаем над автоматизацией процессов обмена данными. Новые участники уже начали подготовку к интеграции своих систем с системами ФНС России. Это позволит им получить доступ к Рабочему месту участника налогового мониторинга, который открывает возможности бесшовного размещения и передачи данных, а также сквозной аналитики»,

– отметила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова.

Модернизация АИС «Налог-3»

Одним из ключевых трендов в развитии налогового мониторинга становится масштабная модернизация АИС «Налог-3». Расширение функциональных возможностей этой системы обеспечивает более высокую степень цифровизации взаимодействия налоговых органов с участниками мониторинга, а также позволяет реализовать новые формы контроля, включая проактивные модели оценки налоговых рисков.

В мае 2025 года Федеральная налоговая служба запустила одновременно четыре очереди модернизации АИС «Налог-3» — вторую, третью, четвёртую и пятую. Совокупный бюджет работ составляет почти 2,89 миллиарда рублей, что отражает стратегическое значение проекта для цифровой трансформации налогового администрирования. Реализация мероприятий запланирована до ноября 2025 года и охватывает все ключевые блоки системы — от интеграционной платформы и рабочих мест пользователей до аналитических модулей и новых сервисов.

Функциональные доработки затрагивают широкий спектр направлений: искусственный интеллект, внедрение механизмов предиктивной аналитики, совершенствование обработки отчетности, автоматизация контроля трансфертного ценообразования, развитие подсистем электронного взаимодействия с организациями, повышение уровня информационной безопасности и устойчивости системы. Особое внимание уделяется повышению качества аналитики и обеспечению сквозного контроля за трансграничными, криптовалютными и иными сложными операциями.

Тренд на развитие АИС «Налог-3» непосредственно связано с переходом на новую модель информационного взаимодействия. С 1 января 2026 года прекращается передача отчетности через ТКС, и участникам налогового мониторинга необходимо будет обеспечивать доступ к своей информационной системе напрямую или через витрину данных. Новые решения внутри АИС «Налог-3» обеспечивают готовность инфраструктуры к этим изменениям — создаются специализированные модули для приема, обработки и визуализации корпоративных данных в защищённом контуре ФНС.

Искусственный интеллект

В рамках текущих трендов в налоговом мониторинге выделяется внедрение ИИ, который обещает революционизировать процессы налогового администрирования. В 2024 году ФНС России анонсировала создание рабочей группы по проекту «Применение искусственного интеллекта в налоговом мониторинге», что подчеркивает значимость ИИ в данной области. Включение ИИ в налоговый мониторинг позволяет не только автоматизировать процессы анализа и прогнозирования налоговых поступлений, но и создавать более эффективные механизмы для формирования налоговых позиций.

«В налоговом мониторинге есть перспектива применения искусственного интеллекта с точки зрения замены экспертизы. Это может быть формирование методологической позиции по различным вопросам, а также прогнозирование разных экономических моделей и налоговых поступлений. Ряд участников налогового мониторинга уже проводят такие исследования, мы считаем важным объединить компетенции и сформировать рабочую группу. Вопросы практического применения технологий искусственного интеллекта являются приоритетным направлением национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства»,

– отметила Марина Крашенинникова, начальник управления налогового мониторинга ФНС.

О возможностях использования ИИ в налоговом мониторинге и налоговой функции рассказали Екатерина Рябова, партнер и руководитель налоговой практики ТеДо, и Анна Гончарова, начальник Управления налогового администрирования и анализа налоговой эффективности ПАО «ГМК «Норильский никель».

«У нас сильная технологическая команда с успешным опытом работы с машинным обучением для различных отраслей и внутренних процессов и большая команда методологов, поэтому мы решили, что в налоговой функции также можно применять искусственный интеллект. Выбрали для себя приоритетными несколько областей. В рамках пилотного проекта с ПАО «ГМК «Норильский никель» нами были разработаны два прототипа по мониторингу изменений налогового законодательства и «Налогового помощника». Мы планируем и дальше развивать этот и другие продукты для налоговой функции, расширять перечень источников данных, включать дополнительные темы для анализа искусственным интеллектом», 

– поделилась Екатерина Рябова.

«Мы решили внедрять в свои процессы налогового помощника на базе искусственного интеллекта. Задача данного помощника — улучшить процесс подготовки налоговых позиций: помощник анализирует информацию на основе законодательных баз данных и внутренних документов компании и готовит ответ со ссылками на документы-источники. На основе подготовленного ответа методологи компании формируют финальную позицию. Внедрение налогового помощника обеспечит сокращение сроков подготовки налоговых позиций и повышение их качества»,

– отметила Анна Гончарова.

Такой подход к автоматизации в налоговом мониторинге становится перспективной частью корпоративных стратегий, предлагая компаниям не только улучшение эффективности, но и возможность лучшего взаимодействия с налоговыми органами, что соответствует общим трендам цифровой трансформации.

Совершенствование нормативно-правовой базы

С развитием налогового мониторинга государственные органы постоянно совершенствуют нормативно-правовую базу. Это включает принятие новых законов, направленных на упрощение взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Также акцент делается на создание условий для улучшения качества данных и отчетности, что способствует повышению эффективности налогового контроля.

Какие тренды наблюдаются в сфере налогового мониторинга?

Кроме того, разрабатываются и внедряются новые механизмы, направленные на повышение прозрачности процессов и сокращение административных барьеров. Эти изменения способствуют более тесному взаимодействию с бизнесом, улучшению качества налогового контроля и минимизации рисков для налогоплательщиков.

Актуальные новости о правовых инициативах и изменениях в законодательстве можно найти в наших разделах «Новости» и «Законодательная база».

Заключение

Тренды в налоговом мониторинге показывают важные изменения, направленные на улучшение налогового контроля. Курс на снижение пороговых критериев и внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и интеграция информационных систем, делают процесс более эффективным и доступным.

Применение риск-ориентированного подхода и автоматизация многих процессов позволяет не только улучшить точность налоговых проверок, но и повысить уровень доверия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эти изменения будут продолжать развиваться, создавая условия для более прозрачной и эффективной налоговой системы.

Оцените статью
Налоговый мониторинг