Как оценить эффективность проведенного налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг является важным инструментом контроля за исполнением налоговых обязательств организаций. Его цель – повысить прозрачность финансовой деятельности налогоплательщиков и минимизировать налоговые риски. Однако для обеспечения единообразного подхода к оценке его эффективности необходимо применять четкие критерии.

Как оценить эффективность проведенного налогового мониторинга?

ФНС разработала систему ежегодной оценки эффективности налогового мониторинга, которая учитывает различные аспекты финансовой и учетной дисциплины организаций.

В данной статье рассмотрены основные критерии оценки, позволяющие определить уровень эффективности налогового мониторинга и его влияние на налоговую нагрузку организаций.

Основные критерии оценки

Согласно письму ФНС России от 08.10.2021 № БВ-4-23/14257@ «Об оценке эффективности налогового мониторинга», эффективность налогового мониторинга базируется на ряде ключевых показателей, каждый из которых имеет установленный максимальный балл.

N п/пКритерий оценкиМаксимальный баллОценка налогового органа
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА10
1Динамика налоговой нагрузки4
2Отклонение налоговой нагрузки от средней налоговой нагрузки по отрасли3
3Динамика средней эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль3
УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ10
4Динамика суммы уплаченных налогов и сборов5
5Динамика полученных требований об уплате налога, сбора, страховых взносов5
МОТИВИРОВАННЫЕ МНЕНИЯ20
6Количество уведомлений о наличии оснований для составления мотивированного мнения5
7Количество мотивированных мнений, составленных по инициативе налогового органа5
8Количество взаимосогласительных процедур5
9Количество невыполненных мотивированных мнений по совершенным сделкам5
УТОЧНЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ10
10Количество уточненных налоговых деклараций5
11Удельный вес уточненных налоговых деклараций, представленных в результате проведенных мероприятий налогового контроля5
ТРЕБОВАНИЯ15
12Количество направленных требований о представлении пояснений5
13Количество направленных требований о представлении документов5
14Количество документов, представленных по требованию налогового органа5
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ10
15Количество контрольных процедур, с наличием документов, подтверждающих результаты выполнения контрольных процедур5
16Количество автоматизированных контрольных процедур5
РИСКИ10
17Количество рисков, не покрытых контрольными процедурами5
18Количество рисков, направленных на выявление риска по видам деятельности организаций5
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ5
19Оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации5
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ10
20Оценка информационного взаимодействия организации с налоговым органом5
21Оценка периодичности представления первичных документов5
ИТОГО100
  1. Налоговая нагрузка (10 баллов). Здесь оценивается, как меняется налоговая нагрузка компании, насколько она соответствует средним отраслевым показателям, а также анализируется динамика средней эффективной ставки налога на прибыль. Низкий балл может сигнализировать о неравномерной и неоптимизированной налоговой нагрузке или потенциальных налоговых рисках.
  2. Уплата налогов и сборов (10 баллов). Важен не только факт уплаты налогов, но и ее динамика. Также учитывается, сколько требований об уплате налогов получала компания. Если баллы низкие, возможно, бизнес сталкивается с трудностями при выполнении налоговых обязательств.
  3. Мотивированные мнения (20 баллов). Здесь проверяется количество уведомлений о возможности составления мотивированных мнений, число самих мотивированных мнений, наличие согласовательных процедур и уровень выполнения вынесенных мнений. Если баллы низкие – это сигнал, что налогоплательщик недостаточно взаимодействует с налоговыми органами или игнорирует их рекомендации.
  4. Уточненные налоговые декларации (10 баллов). Количество уточненных деклараций и их доля в общем объеме отчетности показывают уровень точности ведения налогового учета. Многочисленные уточнения могут указывать на ошибки в учете или слабую налоговую стратегию.
  5. Требования налогового органа (15 баллов). Анализируется, сколько запросов о представлении документов и пояснений получила компания, а также как быстро и полно она на них реагировала. Если баллы низкие, это может говорить о недостаточной прозрачности налогового учета.
  6. Контрольные процедуры (10 баллов). Проверяется, насколько автоматизированы и документированы внутренние контрольные процедуры компании. Если система контроля слабая, это увеличивает риски налоговых ошибок.
  7. Идентификация и управление рисками (10 баллов). Оценивается, насколько полно организация выявляет и раскрывает налоговые риски. Если этот параметр имеет низкие баллы, то компания либо не уделяет должного внимания рискам, либо не справляется с корректным идентифицированием.
  8. Система внутреннего контроля (5 баллов). Здесь налоговые органы смотрят, насколько эффективно функционирует система внутреннего контроля (СВК), соблюдаются ли требования налогового мониторинга. Низкий балл говорит о слабых механизмах СВК, что может привести к налоговым нарушениям.
  9. Информационное взаимодействие (10 баллов). Анализируется, как компания взаимодействует с налоговыми органами: насколько оперативно предоставляет документы, насколько четко и полно отвечает на запросы. Если этот критерий получает мало баллов, значит, у компании есть проблемы с своевременным предоставлением документации, оперативным взаимодействием с налоговым органом.

Итоговая оценка

Общий балл по результатам налогового мониторинга формируется на основе всех вышеуказанных критериев, максимальное количество баллов составляет 100. Высокая итоговая оценка свидетельствует о высокой прозрачности и добросовестности налогоплательщика, а низкие баллы могут указывать на налоговые риски и необходимость корректировки учетной политики организации.

Заключение

Оценка эффективности налогового мониторинга позволяет налоговым органам и самим организациям объективно анализировать налоговую дисциплину и уровень соблюдения требований законодательства. Четкая система критериев и использование автоматизированных инструментов помогают повысить эффективность налогового контроля и минимизировать возможные налоговые риски.

Для успешного прохождения налогового мониторинга компаниям следует уделять особое внимание организации внутренних контрольных процедур, своевременному раскрытию налоговых рисков и налаживанию качественного взаимодействия с налоговыми органами. Это позволит не только соответствовать требованиям законодательства, но и повысить уровень налоговой прозрачности и доверия со стороны регуляторов.

Оцените статью
Налоговый мониторинг