Налоговый мониторинг является важным инструментом контроля за исполнением налоговых обязательств организаций. Его цель – повысить прозрачность финансовой деятельности налогоплательщиков и минимизировать налоговые риски. Однако для обеспечения единообразного подхода к оценке его эффективности необходимо применять четкие критерии.

ФНС разработала систему ежегодной оценки эффективности налогового мониторинга, которая учитывает различные аспекты финансовой и учетной дисциплины организаций.
В данной статье рассмотрены основные критерии оценки, позволяющие определить уровень эффективности налогового мониторинга и его влияние на налоговую нагрузку организаций.
Основные критерии оценки
Согласно письму ФНС России от 08.10.2021 № БВ-4-23/14257@ «Об оценке эффективности налогового мониторинга», эффективность налогового мониторинга базируется на ряде ключевых показателей, каждый из которых имеет установленный максимальный балл.
N п/п | Критерий оценки | Максимальный балл | Оценка налогового органа |
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА | 10 | ||
1 | Динамика налоговой нагрузки | 4 | |
2 | Отклонение налоговой нагрузки от средней налоговой нагрузки по отрасли | 3 | |
3 | Динамика средней эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль | 3 | |
УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ | 10 | ||
4 | Динамика суммы уплаченных налогов и сборов | 5 | |
5 | Динамика полученных требований об уплате налога, сбора, страховых взносов | 5 | |
МОТИВИРОВАННЫЕ МНЕНИЯ | 20 | ||
6 | Количество уведомлений о наличии оснований для составления мотивированного мнения | 5 | |
7 | Количество мотивированных мнений, составленных по инициативе налогового органа | 5 | |
8 | Количество взаимосогласительных процедур | 5 | |
9 | Количество невыполненных мотивированных мнений по совершенным сделкам | 5 | |
УТОЧНЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ | 10 | ||
10 | Количество уточненных налоговых деклараций | 5 | |
11 | Удельный вес уточненных налоговых деклараций, представленных в результате проведенных мероприятий налогового контроля | 5 | |
ТРЕБОВАНИЯ | 15 | ||
12 | Количество направленных требований о представлении пояснений | 5 | |
13 | Количество направленных требований о представлении документов | 5 | |
14 | Количество документов, представленных по требованию налогового органа | 5 | |
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ | 10 | ||
15 | Количество контрольных процедур, с наличием документов, подтверждающих результаты выполнения контрольных процедур | 5 | |
16 | Количество автоматизированных контрольных процедур | 5 | |
РИСКИ | 10 | ||
17 | Количество рисков, не покрытых контрольными процедурами | 5 | |
18 | Количество рисков, направленных на выявление риска по видам деятельности организаций | 5 | |
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ | 5 | ||
19 | Оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации | 5 | |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | 10 | ||
20 | Оценка информационного взаимодействия организации с налоговым органом | 5 | |
21 | Оценка периодичности представления первичных документов | 5 | |
ИТОГО | 100 |
- Налоговая нагрузка (10 баллов). Здесь оценивается, как меняется налоговая нагрузка компании, насколько она соответствует средним отраслевым показателям, а также анализируется динамика средней эффективной ставки налога на прибыль. Низкий балл может сигнализировать о неравномерной и неоптимизированной налоговой нагрузке или потенциальных налоговых рисках.
- Уплата налогов и сборов (10 баллов). Важен не только факт уплаты налогов, но и ее динамика. Также учитывается, сколько требований об уплате налогов получала компания. Если баллы низкие, возможно, бизнес сталкивается с трудностями при выполнении налоговых обязательств.
- Мотивированные мнения (20 баллов). Здесь проверяется количество уведомлений о возможности составления мотивированных мнений, число самих мотивированных мнений, наличие согласовательных процедур и уровень выполнения вынесенных мнений. Если баллы низкие – это сигнал, что налогоплательщик недостаточно взаимодействует с налоговыми органами или игнорирует их рекомендации.
- Уточненные налоговые декларации (10 баллов). Количество уточненных деклараций и их доля в общем объеме отчетности показывают уровень точности ведения налогового учета. Многочисленные уточнения могут указывать на ошибки в учете или слабую налоговую стратегию.
- Требования налогового органа (15 баллов). Анализируется, сколько запросов о представлении документов и пояснений получила компания, а также как быстро и полно она на них реагировала. Если баллы низкие, это может говорить о недостаточной прозрачности налогового учета.
- Контрольные процедуры (10 баллов). Проверяется, насколько автоматизированы и документированы внутренние контрольные процедуры компании. Если система контроля слабая, это увеличивает риски налоговых ошибок.
- Идентификация и управление рисками (10 баллов). Оценивается, насколько полно организация выявляет и раскрывает налоговые риски. Если этот параметр имеет низкие баллы, то компания либо не уделяет должного внимания рискам, либо не справляется с корректным идентифицированием.
- Система внутреннего контроля (5 баллов). Здесь налоговые органы смотрят, насколько эффективно функционирует система внутреннего контроля (СВК), соблюдаются ли требования налогового мониторинга. Низкий балл говорит о слабых механизмах СВК, что может привести к налоговым нарушениям.
- Информационное взаимодействие (10 баллов). Анализируется, как компания взаимодействует с налоговыми органами: насколько оперативно предоставляет документы, насколько четко и полно отвечает на запросы. Если этот критерий получает мало баллов, значит, у компании есть проблемы с своевременным предоставлением документации, оперативным взаимодействием с налоговым органом.
Итоговая оценка
Общий балл по результатам налогового мониторинга формируется на основе всех вышеуказанных критериев, максимальное количество баллов составляет 100. Высокая итоговая оценка свидетельствует о высокой прозрачности и добросовестности налогоплательщика, а низкие баллы могут указывать на налоговые риски и необходимость корректировки учетной политики организации.
Заключение
Оценка эффективности налогового мониторинга позволяет налоговым органам и самим организациям объективно анализировать налоговую дисциплину и уровень соблюдения требований законодательства. Четкая система критериев и использование автоматизированных инструментов помогают повысить эффективность налогового контроля и минимизировать возможные налоговые риски.
Для успешного прохождения налогового мониторинга компаниям следует уделять особое внимание организации внутренних контрольных процедур, своевременному раскрытию налоговых рисков и налаживанию качественного взаимодействия с налоговыми органами. Это позволит не только соответствовать требованиям законодательства, но и повысить уровень налоговой прозрачности и доверия со стороны регуляторов.