За последние годы в систему налогового мониторинга были внесены значительные изменения. Основные обновления касаются улучшения взаимодействия между налоговыми органами и компаниями, а также усовершенствования внутренних процессов.

Важным шагом стало расширение возможностей для компаний, желающих перейти на налоговый мониторинг, а также обновление требований, касающихся их внутренней отчетности и процедур.
Рассмотрим основные изменения в правилах налогового мониторинга, которые были внесены за последние годы. Эти обновления затрагивают несколько ключевых аспектов, включая расширение возможностей для компаний и улучшение требований к внутренним процессам.
Снижение критериев для перехода на налоговый мониторинг
Одним из самых важных изменений является уточнение суммовых критериев, которые должны быть выполнены для того, чтобы компания могла перейти на налоговый мониторинг. В 2024 году вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ, который обновил требования к суммам налоговых платежей, доходам и стоимости активов.
Что изменилось:
- Общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет (за предыдущий календарный год), должна составлять не менее 80 млн рублей. В эту сумму входят все налоги, такие как налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. Важно отметить, что не учитываются налоги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
- Совокупный доход и стоимость чистых активов должны составлять не менее 800 млн рублей. Показатели рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга.
Важно: Для организаций-резидентов особых экономических зон выполнение этих суммовых критериев не является обязательным. Полный список льготируемых организаций смотрите в статье.
Обязательное подключение к системе «Налог-3»
С 2024 года вступают в силу изменения, касающиеся обязательного подключения компаний, участвующих в налоговом мониторинге, к АИС «Налог-3». Это решение было частью общей стратегии цифровизации налогового администрирования и предполагает значительные улучшения в процессе обмена информацией между бизнесом и налоговыми органами.
Что изменилось:
- Все компании, участвующие в налоговом мониторинге, обязаны подключиться к системе «Налог-3» до 2 июня 2024 года.
- Это подключение предполагает использование криптографически защищенного оборудования для передачи данных в систему, что повышает уровень безопасности и защищенности информации.
- Платформа «Налог-3» позволит налоговым органам получать данные о финансовой деятельности компании в режиме реального времени, что значительно ускоряет процесс проверок и снижает вероятность налоговых споров.
Гибкость в подаче и отмене запросов на мотивированное мнение
Изменения в 2024 году также касаются процедуры подачи и отмены запросов на мотивированное мнение налоговых органов. Ранее компании не могли отменить уже поданный запрос, что создавало определенные неудобства, если они передумали или обнаружили ошибки в данных.

Что изменилось:
- Теперь компании могут отменить запрос на мотивированное мнение, если возникла необходимость внести изменения или дополнения в документы. Это дает компаниям больше гибкости и снижает риски, связанные с ошибочными запросами.
- В случае, если налоговые органы требуют дополнительных документов для ответа на запрос, был увеличен срок для подачи таких документов. Это дает больше времени для корректировок и позволяет избежать штрафов за несоответствие предоставленной информации.
Мотивированное мнение может быть получено в следующих случаях:
- По инициативе налогового органа — если выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства.
- По запросу компании — если у компании возникают нерешенные вопросы относительно соблюдения налогового законодательства.
Налоговый орган не имеет права направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем цен, примененных компанией в контролируемых сделках, и их соответствия рыночным ценам.
Не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, в котором проводился налоговый мониторинг, налоговый орган обязан уведомить компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений, направленных в рамках проведения налогового мониторинга.
Ужесточение требований к системе внутреннего контроля
С 2024 года компании, желающие перейти на налоговый мониторинг, должны предоставить более детальную информацию о своей системе внутреннего контроля (СВК). Это изменение направлено на повышение качества бухгалтерского учета и минимизацию рисков налоговых правонарушений.
Что изменилось:
- В компании теперь должны быть детализированы процессы внутреннего контроля для обеспечения корректности налоговых расчетов и отчетности. Это требование позволяет налоговым органам более тщательно оценивать систему учета компании и выявлять потенциальные риски.
- Включение этого требования в процесс подачи заявки на налоговый мониторинг повысит требования к прозрачности и может привести к большему количеству проверок на этапе подачи заявки.
Изменение порядка ведения справочника регистров
ФНС России внесла изменения в порядок ведения справочника регистров по налогу на прибыль организаций, который является частью Цифрового налогового кодекса. Эти изменения касаются ряда ключевых аспектов налогового мониторинга, таких как учет процентов по долговым обязательствам, отражение дивидендов, формирование налоговой базы по операциям с ценными бумагами, учет затрат на НИОКР и резерва по сомнительным долгам.
Цель изменений — усовершенствование методологии учета и улучшение технического аспекта работы с данными. Эти меры позволят автоматизировать проверку корректности информации, уменьшить ошибки и упростить процесс согласования налоговой базы.
Цифровой Налоговый кодекс, интегрированный с АИС «Налог-3», включает справочники рисков, контролей, регистров и статей Налогового кодекса РФ, обеспечивая доступ налоговых органов к данным о налогоплательщиках. Более подробнее об изменениях рассказали здесь.
Заключение
Изменения в правилах налогового мониторинга в последние годы значительно расширяют возможности для бизнеса, улучшая прозрачность налогового администрирования и минимизируя риски. Обязательное подключение к системе «Налог-3», гибкость в подаче запросов и отмене мотивированных мнений, а также требования к системе внутреннего контроля — все эти меры делают налоговый мониторинг более доступным и удобным для компаний.
Основной акцент делается на улучшение взаимодействия между бизнесом и налоговыми органами, цифровизацию процессов и повышение уровня безопасности при передаче данных. Компании, которые смогут эффективно интегрировать эти изменения в свою деятельность, смогут существенно снизить административные расходы и повысить свою налоговую прозрачность.