Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой налоговая служба осуществляет контроль в режиме реального времени, исключая традиционные выездные проверки. Вместо этого налоговые органы анализируют данные, предоставленные компаниями, для оперативной оценки их финансово-хозяйственной деятельности.

В рамках мониторинга налоговая служба получает доступ к информации о расчетах и уплате налогов, что позволяет более эффективно выявлять нарушения. Такой подход исключает необходимость проведения длительных проверок и упрощает взаимодействие с налогоплательщиками.
Система налогового мониторинга дает возможность государству осуществлять контроль над налоговыми поступлениями в реальном времени, а компаниям — своевременно корректировать ошибки и минимизировать риски штрафов.
НМ заменяет традиционные проверки
Налоговый мониторинг заменяет традиционные камеральные и выездные проверки на онлайн-взаимодействие. Партнер департамента налогового и юридического консультирования компании Kept Иларион Леметюйнен рассказал NM-Russia, как выглядит упрощенное взаимодействие с ФНС:
- Сначала организация предоставляет налоговую декларацию (расчет) за отчетный период.
- Далее, в течение 30 дней, организации необходимо обеспечить раскрытие данных, которые подтверждают правильность расчета налогов, например, налоговых регистров, ОСВ по счетам (журнала операций), первичным документам. Раскрытие производится в информационной системе налогоплательщика, к которой налоговому органу предоставлен доступ в рамках налогового мониторинга, например, в Витрину данных. Доступ к первичным документам можно предусмотреть в автоматическом режиме или по запросу.
- Инспектор проверяет правильность расчета налогов и страховых взносов в течение отчетного года и 9 месяцев после его завершения. В случае возникновения вопросов инспектор направляет соответствующий запрос. Если инспектор выявит факт неправильного исчисления (удержания), неполной или несвоевременной уплате налогов и страховых взносов, то инспектор направляет в адрес организации уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения.
- В ответ организация в течение 15 дней вправе представить пояснения или внести исправления. Налоговый орган составит мотивированное мнение, если выявленные факты правонарушения подтвердятся с учетом представленных пояснений, либо пояснения представлены не будут. Полученное мотивированное мнение можно оспаривать в порядке, установленном НК РФ.
Истребование отчетностей и прочей документации
В рамках налогового мониторинга налоговые органы могут своевременно требовать от организаций различные отчетности, которые необходимы для оценки правильности исчисления и уплаты налогов. Это могут быть как стандартные налоговые декларации, так и дополнительные финансовые отчеты, которые могут подтвердить корректность расчетов и операций. Основная цель таких требований — это обеспечение прозрачности и достоверности информации, которая передается налоговым органам.

Отчетность, требуемая налоговыми органами, включает:
- Налоговые декларации по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и другие;
- Финансовые отчеты, такие как баланс и отчет о прибылях и убытках;
- Специальные декларации, связанные с применением налоговых льгот или вычетов;
- Прочие документы, подтверждающие доходы и расходы компании.
Налоговые органы вправе требовать предоставление такой отчетности на регулярной основе, а также в случае необходимости уточнения данных или выявления несоответствий. Это позволяет им своевременно выявлять ошибки и нарушения, а также оперативно реагировать на них.
Подробнее о том, какие отчетности могут потребоваться в рамках налогового мониторинга, мы рассказали здесь.
Проверка налоговых деклараций
Во время налогового мониторинга налоговая служба обязана проверять декларации по налогам и сборам за тот период, в котором проводится мониторинг. Такая проверка должна завершиться не позднее чем через три месяца до окончания самого мониторинга. Это важно для своевременной корректировки ошибок, если таковые будут выявлены.
Помимо стандартных налоговых деклараций, налоговая служба также может запросить уточненные декларации, если в ходе анализа данных были выявлены несоответствия или недочеты. Важно, что проверка деклараций должна быть тщательно согласована с временем проведения мониторинга, чтобы предоставить организации достаточный срок для внесения необходимых корректировок.
Камеральные и выездные проверки
Исключения, касающиеся проведения выездной проверки, перечислены в пункте 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Она может быть инициирована только в определенных случаях.

1. Контроль за деятельностью налоговых органов.
Если вышестоящий налоговый орган решает проверить работу налоговой инспекции, которая осуществляла налоговый мониторинг, может быть назначена выездная проверка компании-участника мониторинга. Такие случаи встречаются крайне редко, и на практике пока подобных проверок не зафиксировано.
2. Прекращение налогового мониторинга досрочно.
Согласно статье 105.28 НК РФ, налоговый мониторинг может быть прекращен до истечения срока в трех ситуациях:
- Компания не соблюдает регламент информационного взаимодействия, что делает невозможным проведение мониторинга.
- В ходе мониторинга выявлено, что организация предоставляет ложные данные.
- Компания регулярно игнорирует запросы инспекции о предоставлении документов, пояснений или другой информации либо предоставляет их с опозданием. Под «регулярностью» подразумевается два и более подобных случая.
3. Невыполнение мотивированных мнений налогового органа.
Если компания не исполнила одно или несколько мотивированных мнений налоговой инспекции, налоговый орган может назначить выездную проверку. Это возможно, если до 1 декабря года, следующего за проверяемым периодом, остаются неисполненные мотивированные мнения. Такая проверка не будет охватывать всю деятельность компании, а сосредоточится только на корректности расчета и уплаты налогов, сборов и взносов, указанных в этих мнениях.
Подробнее о мотивированных мнениях налоговых органов можно узнать в статье «Мотивированное мнение налогового органа».
4. Уточненная налоговая декларация за проверяемый период.
Если компания подает уточненную декларацию за период, охваченный налоговым мониторингом, выездная проверка возможна в следующих случаях:
- Декларация сдана в календарный год, когда налоговый мониторинг уже не проводится. Если же компания продолжает работать в режиме мониторинга, подача уточненной декларации за проверенный год не станет поводом для проверки.
- В уточненной декларации сумма налога к уплате уменьшена, увеличена сумма НДС или акциза к возмещению либо возросла сумма убытка.
В этом случае инспекция проверит только правильность расчета налогов, сборов или взносов, изменения которых отражены в уточненной декларации.