Налоговый мониторинг — это современный режим налогового контроля, при котором компании раскрывают налоговым органам доступ к своим данным в режиме реального времени. Однако участие в нем остается добровольным, и организация может как самостоятельно выйти из него, так и столкнуться с принудительным прекращением. Важно понимать, какие последствия может повлечь такой шаг.
Антон Беренцев, директор направления Налоговый мониторинг в компании ELMA:
Участие в НМ — добровольный выбор компании. Обязательным участие в НМ является только для компаний, которые заключили СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений).
Рассмотрим, с чем именно может столкнуться компания при отказе от налогового мониторинга. Во-первых, это изменение формата налогового контроля, что способно повлиять на процессы взаимодействия с ФНС. Во-вторых, выход из режима может затронуть внутренние процедуры компании и ее налоговую политику.
Александр Кочетков, владелец продукта НОТА ВИЗОР:
Для крупных компаний, если они не заключали соглашение о защите и поощрении капиталовложений — СЗПК, последствия отсутствуют.
Кроме того, отказ от мониторинга несет определенные риски, которые важно учитывать заранее. Они могут затрагивать как финансовые аспекты, так и деловую репутацию организации. Поэтому прежде чем принимать такое решение, необходимо тщательно взвесить все возможные последствия.
Лишение статуса СЗПК
СЗПК — это соглашение о защите и поощрении капиталовложений — инструмент, направленный на снижение рисков для крупного бизнеса в значимых для Российской Федерации отраслях экономики. Оно было введено в России в рамках поддержки инвесторов и обеспечения стабильности условий ведения бизнеса. Основные цели СЗПК включают:
- Фиксация налогового режима: Инвестор получает гарантии, что налоговые ставки (как правило, более выгодные, нежели рыночные) останутся неизменными на протяжении всего срока реализации инвестиционного проекта. Это снижает риски изменения законодательства, что особенно важно для долгосрочных проектов.
- Защита от изменений регуляторной среды: Соглашения также предусматривают защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве, касающихся регулирования предпринимательской деятельности.
- Поощрение инвестиций: Соглашение стимулирует инвестиции, создавая предсказуемые условия для бизнеса, что способствует привлечению новых инвесторов и расширению существующих проектов.
Выдавая такие преференции государство требует открытого налогового взаимодействия с ФНС посредством режима налогового мониторинга.
Антон Беренцев (ELMA):
Требования об обязательном вступлении в НМ участников СЗПК внесены ФЗ от 28.06.2022 N 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Отказ от перехода на НМ автоматически лишает компанию статуса участника СЗПК, а значит и права на льготы.
Соглашение может быть расторгнуто уполномоченным органом в одностороннем внесудебном порядке в случае, если участник СЗПК не перешел на НМ в течение трех лет с даты заключения соглашения, налогоплательщик направил заявление об отказе в проведении НМ, или налоговый орган вынес решение о досрочном прекращении НМ (ст. 25.17 НК РФ).
Таким образом, вступление в НМ для участников СЗПК является обязательным условием, а при отказе от режима НМ компания потеряет все преференции СЗПК. Объем инвестиций, защищаемых СЗПК на данный момент составляет от 750 млн рублей до 10 млрд рублей (для проектов внутри РФ — от 200 млн). Налоговые выгоды СЗПК составляют десятки миллионов рублей. Как следствие, отказ от НМ для участников СЗПК крайне невыгоден.
Возврат к традиционным налоговым проверкам
Основное последствие выхода из налогового мониторинга — возврат к стандартной системе налогового контроля. Это означает:
- Проведение камеральных и выездных налоговых проверок, которые могут занимать значительное время и затрагивать несколько налоговых периодов.
- Увеличение административной нагрузки, связанной с подготовкой ответов на запросы налоговых органов.
- Рост рисков выявления нарушений за более продолжительные периоды (до трёх лет при камеральных проверках и до пяти лет при выездных проверках).
Александр Кочетков (владелец продукта НОТА ВИЗОР):
Как показывает опыт, находящемуся вне регулируемых рамок бизнесу в ходе проверок ФНС осуществляются доначисления налогов в размере более 20% в рамках выездных и камеральных проверок в 2024 году по сравнению с 2023.
Дополнительные затраты возникают и из-за увеличения административной нагрузки, так как постоянные поправки и нововведения в законодательство требуют постоянного мониторинга изменений и адаптации процессов внутри компании. Кроме того, налоговые органы могут запрашивать не только финансовые отчеты, но и внутренние регламенты, контракты, переписку и другие материалы, что увеличивает объем работы бухгалтерии и юридических служб.
Потеря возможности оперативного согласования налоговых позиций
В рамках налогового мониторинга организации могут заранее согласовывать с ФНС спорные налоговые вопросы. При отказе от мониторинга компания теряет:
- Возможность оперативного получения разъяснений по сложным вопросам налогового законодательства.
- Преимущества, связанные с отсутствием налоговых споров и дополнительных начислений при заранее согласованной позиции.
- Гарантию отсутствия санкций в отношении согласованных налоговых решений.
Рост налоговых рисков и штрафных санкций
При традиционной форме контроля ошибки, выявленные в ходе налоговой проверки, могут привести к доначислениям, штрафам и пеням. В отличие от налогового мониторинга, где организация может своевременно корректировать ошибки без санкций, при обычных проверках последствия могут быть следующими:
- Начисление штрафов за неуплату налогов (обычно 20% от суммы недоимки, а при умышленном уклонении — 40%).
- Начисление пени за каждый день просрочки.
- Административная и даже уголовная ответственность для руководителей в случае выявления крупных налоговых правонарушений.
Потеря конкурентных преимуществ
Налоговый мониторинг часто выбирают крупные компании, работающие с государственными контрактами и международными партнёрами. Выход из этого режима может привести к:
- Потере доверия со стороны инвесторов и кредиторов, так как налоговая прозрачность является важным фактором в оценке рисков.
- Снижению шансов на участие в тендерах, где налоговый мониторинг рассматривается как показатель высокой степени налоговой дисциплины.
- Росту репутационных рисков, поскольку публичные компании и предприятия с госучастием предпочитают работать с контрагентами, находящимися в режиме налогового мониторинга.
Увеличение объёма внутренних процессов
Участие в налоговом мониторинге требует высокой степени автоматизации и чёткого внутреннего контроля. После отказа от мониторинга компании могут столкнуться с:
- Необходимостью пересмотра системы внутреннего контроля и взаимодействия с налоговыми органами.
- Повышенными требованиями к учёту и подготовке налоговой отчётности.
- Ростом нагрузки на бухгалтерские и юридические службы.
Заключение
Таким образом, отказ от налогового мониторинга — это серьезный шаг, который требует тщательного анализа. Компании следует заранее подготовиться к возможным изменениям в налоговом администрировании, учитывать дополнительные издержки и риски, связанные с возвратом к традиционным формам контроля.
Важно не только оценить краткосрочные последствия, но и спрогнозировать долгосрочное влияние на финансовую устойчивость и деловую репутацию. Взвешенный подход и продуманная стратегия помогут минимизировать риски и избежать негативных последствий.